Турниры практически всех футбольных лиг России вызывают изумление за рубежом и у болельщиков, и у специалистов – в первую очередь из-за расстояний, которые командам приходится преодолевать. В этом отношении зона "Восток" Второго дивизиона – явление редчайшее. Провести с ней параллель можно разве что вспомнив первенство СССР 1937 года, когда клубы Сибири и Дальнего Востока участвовали в турнире и играли на просторах от Владивостока до Алма-Аты и Челябинска…
В настоящее время к играм в зоне "Восток" готовятся 14 команд. Мы рассчитываем, что все они успешно пройдут процесс лицензирования и будут допущены к турниру Второго дивизиона. Поэтому расположенная ниже таблица, в которой рассчитаны расстояния между городами, представленными в зоне "Восток", учитывает именно это количество клубов. Исходя из нее, получается, что меньше всего времени в поездках проведет команда Иркутска, а больше всего – коллективы Уссурийска, Комсомольска, Южно-Сахалинска и Якутска.
Сразу следует оговориться, что в таблице расстояния рассчитаны с определенной степенью условности – по кратчайшей прямой между городами. Это приемлемо, когда надо сравнить масштабы турнира "Востока" с другими аналогичными соревнованиями. А вот если речь вести о реальных расстояниях, преодолеваемых командами, то эти цифры, по крайней мере, следует умножать на полтора. Добавим сюда дорогу домой, и получим, что некоторым коллективам в течение сезона придется два-три раза обогнуть земной экватор…
Возьмем пример Братска. С одной стороны, кажется, что "Сибиряку" вроде бы предстоит ездить меньше всех - географически город расположен в центре зоны "Востока". Вот только в большинстве случаев, чтобы отправиться на выезд, братчане сначала отправляются в Иркутск. А уж оттуда – согласно календарю, на запад или восток. Прямое расстояние от Иркутска до Братска – около 350 км (цифры в таблице округлены для удобства обозрения). Но вот путь, который братская команда преодолевает автобусом (614 км) – почти в два раза длиннее. Заметим, что при следовании поездом это расстояние будет еще больше…
Как правило, абсолютно прямого пути нет и при путешествии на самолете. Скажем, потенциальный дальневосточный выезд Благовещенск – Уссурийск будет составлять вовсе не 600 километров. Эта цифра была бы реальна, если лететь над территорией Китая, а маршрут пролегает над Россией, что увеличивают эту дистанцию как раз в два раза.
Кроме того, прямые рейсы есть далеко не везде. А чартеры, из-за их высокой стоимости, позволить себе могут немногие. Поэтому при следовании в города Западной Сибири команды, как правило, долетают до Новосибирска, а из столицы Сибири отправляются автобусами до нужного пункта назначения. Тем более что по местным меркам до них рукой подать: до Барнаула автобусом 230 километров, до Кемерово – 260, Новокузнецка – 400.
Обратно, скажем, из Кемерово, команды Иркутска, Братска и Читы могут добираться по-другому. Обычно сначала следует автобусный переезд (95 км) до станции Тайга, получившей известность благодаря поэме Твардовского, а далее – путь на поезде. Но при посадке здесь следует проявлять чудеса сноровки – поскольку поезд стоит всего одну минуту.
Опять-таки, из-за издержек расписания авиарейсов приходится выбирать экстремальные - в смысле расстояний - маршруты. Скажем, чтобы добраться с запада до Комсомольска-на-Амуре, приходилось долетать до Владивостока и оттуда ехать более тысячи километров поездом.
Вообще, железная дорога команды "Востока" часто выручает. Но при условии, что проехать надо не более 1000-1500 км. Иначе, с учетом паузы между играми в три дня, попросту никуда не успеешь. Но здесь поезд явно в приоритете, поскольку на такие малые расстояния обычно летают АН-24 – надежные, но очень не любимые футболистами из-за их тесноты, самолеты.
Но верх экстрима по-сибирски - поездки через… Москву. Многие это воспринимают как шутку, но порой случается летать и так. Причем, дело обстоит не только (и не столько) в том, что иначе к сроку не добраться. Порой особенности ценообразования не поддаются никакой логике. Скажем, билет на самолет из Иркутска до Новосибирска может стоить в два раза дороже, чем до Москвы!
В новом сезоне проблемы с авиасообщением могут возникнуть с крайними (соответственно – западной, северной и восточной) точками "Востока" – Омском, Якутском, Южно-Сахалинском. Прямые рейсы в эти города – большая редкость. Администраторам команд придется проявлять чудеса расторопности, пытаясь состыковать нужные рейсы, ведь в противном случае футбольный клуб понесет серьезные расходы за заказ чартера.
Частично Омск может выручить поезд. А вот Якутск – никак. Хотя сооружение Амуро-Якутской магистрали близко к завершению (до Якутска осталось каких-то 150 километров), первый поезд в этот город придет не ранее 2013 года. К слову, именно из-за трудностей поездки в Якутск, когда команда выступала в соревнованиях КФК, ее соперники часто якутский выезд попросту игнорировали. Или соглашались играть, но в Нерюнгри, куда можно добраться поездом…
Александр АЛЕШИН